КАК С НАМИ СВЯЗАТЬСЯ

+7495 508-77-58
+7925 508-77-58

Также вы можете написать нам свои пожелания или задать вопрос: info [ @ ] nezabudki.ru . Спасибо!

НАШИ КОНТАКТЫ

CREATE ACCOUNT

*

*

*

*

*

*

FORGOT YOUR PASSWORD?

*

Адаптация к детскому саду

Детский сад понарошку. Об игровой медтодике введения детей в детсадовский образ жизни.

Автор методики Т.В.Островская

Основная идея методики «Детский сад для зверят» состоит в том, чтобы дать представление ребёнку о детском садике через игру тем способом, который наиболее доступен ребёнку. В спокойной домашней атмосфере дать ему почувствовать, понять идею совместного пребывания с другими детьми. Этот способ — игра, которая специально организуетсяет мамой (или другим близким ребёнку взрослым) в домашней обстановке.

Ведь у ребёнка ещё не сформировано чувство времени, и когда его отрывают от мамы, отдавая в садик — в незнакомую по-началу обстановку с новыми для него взрослыми, детьми, игрушками и правилами жизни, он боится неизвестности — вдруг, мама исчезла навсегда.

Известно, что у ребёнка к концу дошкольного возраста возникает потребность выполнять социально значимую деятельность, и эта потребность складывается во внутреннюю позицию школьника. В идеале, в процессе подготовки ребёнка к поступлению в детский сад посредством данной методики, у ребёнка должно формироваться аналогичное ощущение значимости поступления и хождения в детский сад. Такое ощущение подкрепляется вызванным интересом к детскому саду, а следовательно, стремлением ребёнка оказатьс в нём.

Ужас заменён ажиотажем

Ещё задолго до рождения дочери я работала в детском саду вначале в должности психолога, а потом (так уж получилось, хотя мне было 23 года) и заведующей. Как дети приходят 1-й раз в сад, знала не понаслышке.

Когда родилась моя Маруся, то мысль о том, что подобные детские страдания суждены и ей, приводили меня в ужас.

Маруся росла и вообще-то была ребёнком, который «нестандартно» относился к незнакомым людям: она очень не любила, когда к ней обращались, например, в автобусе. Да и находиться она хотела всегда только со мной, хотя маму и бабушу очень любила. Но мой уход всегда воспринимала с неудовольствием.

И вот, когда ей было 2 года и 3 месяца, я, усевшись на пол, построила из кубиков «периметр» помещения, который назвала для Маруси «Детским садом» - и поставила в «коридорчик» «воспитательницу» (игрушечную пластмассовую коровку).

Сюжеты будущего

Так у нас начался «День в детском саду»: игрушечные домашние животные приводили в сад своих детёнышей; их встречала воспитательница; они мыли копытца, ели, играли, гуляли...

В первый раз Маруся была только зрителем, но игра продолжалась полтора месяца, и Маруся сама стала строить садик и повторяла многочисленные сюжеты, которые я ей показывала в игре из «садовской» жизни (всё, вплоть до конфликтов из-за игрушек и шаловливого поведения).

Нам туда нельзя?

В конце лета Маруся попросила меня пойти на площадку, на которой играло много детей. Это был детский сад, о чём я Марье и сказала, добавив, что нам туда нельзя. С этого дня Мария всё время просила отвести её в сад. И дома, и на улице она вспоминала о нём и просилась туда.

Я договорилась в садике о дне .первого посещения. Мария даже в поликлинику пришла с лозугом: «Иду в сад!»

Восторг вместо проблем адаптации

Итак, настал день первого посещения.... Я внутри вся тряслась, а внешне поддерживала Марусин восторг. Мой «совёнок», любивший поспать до 9-10 часов утра, сорвался в 7.00 и помчался в сад. В раздевалке я еле успела застегнуть Марусе босоножки, как она сказала маме: «Иди по делам», и скрылась в группе на глазах слегка ошарашенной воспитательницы.

Это был уже октябрь, и многие дети уже ложились спать. Марья через день объявила, что берёт с собой пижаму, и тоже будет спать.

Она заранее знала, что должно быть в детском саду, и не оказалась в неожиданной ситуации. У неё не было стресса и слёз. Она не задавала вопросов: «А мама придёт?..»

На этом прерву свой рассказ о Марусе. Дальше представлю те неюансы игры, которые проявились сами собой по ходу того, как из родительских переживаний за малыша создавалась моя методика адаптации детей к детскому саду.

ТРИ СТОРОНЫ МЕТОДИКИ

Ребёнку в детском саду надо адаптироваться к новым обстоятельствам, а именно:

  • незнакомые взрослые принимают на себя реализацию удовлетворения потребностей ребёнка, которые раньше удовлетворялись только близкими людьми (в реализации бытовых проблем, в заботе, помощи, понимании, защите и т.д.);
  • незнакомые сверстники (в значительно большем количестве, чем в прежнем опыте общения ребёнка) с различным уровнем нервно-психического развития, характером, потребностями, с которыми надо взаимодействовать;
  • новое большое помещение с фиксированными смысловыми зонами и значениями;
  • новые правила поведения в группе (режимные моменты, занятия, понятие очерёдности при получении какой-либо помощи от воспитателя и др.).

Из этих объективных проблем определяются и задачи нашей игровой методики.

Первая задача – ознакомительная: рассказать и показать в игре ребёнку, что такое детский сад, и создать положительное отношение к нему, вызвать интерес. Это достигается проигрыванием сюжетов, с которыми столкнется ребёнок в детском саду, для формирования адаптационного поведения и подготовки к новому режиму, правилам поведения, социальным отношениям.

Вторая задача – формирующая: исходя из индивидуальных особенностей ребёнка, выстраивать адекватные формы поведения, а также развить у него навыки общения, взаимодействия и самообслуживания, развитие которых предусмотрено задачами возраста.

После серии игр, когда уже будет сформировано положительное отношение к детскому саду – возможно проигрывание острых конфликтных ситуаций, с которыми может столкнуться ребёнок, в том числе плач других детей при расставании с родителями.

Третья задача носит диагностический характер, она ставится тогда, когда ребёнок поступил в детский сад и появились негативные эмоции, для выявления и коррекции зон проблем ребёнка (они могут быть бытовые, т.е. сон, еда, туалет; либо при взаимодействии с воспитателями или сверстниками).

Понимание этих задач намечает и способы их решения.

Во-первых, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка, подбирается набор сюжетов для проигрывания, различающихся степенью детализации и длительностью игры.

Во-вторых, в зависимости от поставленной задачи – ознакомительной, формирующей или диагностической – подбираются определённые сюжеты для проигрывания.

В-третьих, необходима эмоциональная вовлечённость ведущего взрослого для формирования ответной реакции у ребёнка на все проигрываемые события, получения эмпатического сопереживания.

ИГРУШКИ-ВЗРОСЛЫЕ И ИГРУШКИ-ДЕТИ

Подберём игрушки для ролей родителей, детей и воспитателей. Их следует выбирать, исходя из предпочтений ребёнка. Это могут быть небольшие куколки, матрёшки, зверушки.

Главное, чтобы четко можно было разделить игрушки на взрослых и детей. При этом следует иметь ввиду, что количество пар «родители-дети» не должно быть менее 5, но не более 10, так как это слишком усложнит процесс игры.

По опыту наиболее удобно использовать имеющиеся на рынке игрушек наборы домашних животных: коровы, козы, овцы, свиньи, лошади и др., которые часто выпускаются вместе с детёнышами. Здесь всё наглядно и понятно, кто мама, кто ребёнок. Воспитателем в таком случае выбирается наиболее крупное животное, в зависимости от предпочтений ребёнка.

В случае, когда для игры покупаются новые наборы фигурок, то, разумеется, они должны понравиться ребёнку, вызвать его интерес.

СТРОИМ ПРОСТРАНСТВО САДИКА

Перед началом игры необходимо построить игровой вариант детского сада с помощью строительного материала. Это могут быть и кубики, и конструктор, и коробки – всё, с помощью чего можно отгородить небольшое пространство, которое будет детским садом и группой (под группой имеется в виду не только коллектив детей, но и помещение, отведённое для него).

Следует обозначить коридор-раздевалку, туалетную комнату и иметь возможность в дальнейшем «пристроить» спальню.

Кроме того, подбираются игрушки, которые будут находиться в группе. Это могут быть маленькие машинки, шарики, кубики, фигурки – всё, что подходит по размеру как игрушки для игрушечного детского сада. Причём более крупные машинки могут стать каталками.

Ещё необходимы игрушечная посуда для кормления «детей»; кубики-брусочки, которые в дальнейшем станут кроватками; книжки-малютки для чтения «воспитательницей» «детям»; тазик или ванночка для умывания.

Для детей, у которых не сформировался навык пользования горшком, следует найти горшочки для малышей.

РАССКАЗЫ И СЮЖЕТЫ

Непосредственно перед началом игры ребёнку показывается построенное пространство с рассказом о нём:

Это «Детский сад»! Сюда родители приводят детей, чтобы малыши вместе играли, гуляли, занимались интересными делами, пока мама и папа на работе. Дети дружно умываются, кушают, спят. А с ними всегда находятся воспитатели. Они играют с детьми, читают им книжки, водят хороводы, во всем помогают детям. Когда малыши утром приходят в садик, воспитатели их встречают.

Проиграем с ребёнком ряд сюжетов. Мы подбирали их, исходя из практики пребывания детей в детском саду с акцентом на эмоционально напряженные ситуации. Итак, представляем следующие сюжеты: приход детей в сад и расставание с мамой; свободная игра детей; конфликты; занятия; гигиенические мероприятия и еда; сон; прогулка; возвращение родителей.

Приход в сад, расставание с мамой

Задачи сюжета:

  • основной задачей сюжета является знакомство и закрепление того факта, что с мамой надо будет на время расстаться и пойти в группу одному;
  • знакомство с рядом правил этикета и быта в детском саду.

Сюжет прихода в детский сад должен быть разыгран взрослым исключительно в радостных тонах, наполнен ожиданием интересного дня. «Малыши» спешат раздеться, весело и нежно прощаются с мамами, которые «уходят по делам». «Воспитательница» доброжелательно встречает «детей», приглашает в группу.

В дальнейшем, если уже при посещении садика у ребёнка под действием каких бы то ни было причин (занервничал, испугался в саду, обидели и т.п.) появятся слёзы при прощании с родителями или он окажется свидетелем чужих слёз и переживаний, то будет актуально ввести подобный эмоционально напряжённый сюжет в игру.

Проигрывание доброжелательного поведения родителя, воспитателя и других детей (а в дальнейшем и самостоятельное проигрывание ребёнком подобных сцен и выхода из эмоционально напряженной ситуации) станут в некотором роде уже личным опытом с благополучным исходом пережитым ребёнком.

Есть нюанс в том, как организовать проигрывание ухода «мамы по делам». Мамы могут «уйти» так далеко, что пропадут из поля зрения играющего ребёнка. Лучше их сосредоточить в сторонке, так, чтобы ребёнок краем глаза всё же мог их видеть. Это будет демонстрировать ребёнку, что «мама хоть и уходит по делам», но она недалеко.

Свободная игра детей

В игре можно и нужно демонстрировать, что общением руководит не только воспитатель, но и сами дети принимают в жизни группы активное участие. Например, малыши иногда могут и сами договориться, остановить обидчика, предложить тему игры, обратиться к воспитателю с просьбой – это как раз те навыки взаимодействия, которые начинают активно развиваться, когда ребёнок попадает в общество сверстников и незнакомого взрослого (как договориться с мамой, ребёнок уже имеет представление).

Задачи сюжета:

  • показать ребёнку, что в детском саду будет много игрушек, возможно и таких, которых нет у него дома и с ними можно играть;
  • наличие сверстников позволяет организовывать совместные игры и участвовать в них, это новый и интересный способ общения.

Игры детей в саду разнообразны, и возможны различные сценарии для разыгрывания.

В общем плане их можно разделить на:

  • Самостоятельная игра ребёнка с выбранной игрушкой.
    В развитии сценария можно сделать акцент на том, что из большого количества игрушек можно выбрать себе интересную, можно попросить у воспитателя настольную игру или карандаши для рисования.
  • Совместная игра с другими детьми.
    Чтобы организовать совместную игру ребёнку, необходимо выполнить ряд действий: обратиться и предложить вместе во что-то поиграть; распределить роли; договориться о правилах.
    На каждое из действий, которое необходимо для успешной совместной игры, ведущий взрослый должен обращать внимание ребёнка, показывать, как надо позвать, предложить играть вместе.
  • Общегрупповые игры, которые организует воспитатель (хороводные, с правилами и стихами и т.п.).
    В подобных играх руководителем выступает воспитатель, а дети должны выслушать, принять и исполнять правила, учитывая при этом интересы других детей.

Конфликты

Конфликты в детском саду между детьми происходят часто, особенно пока дети ещё не привыкли и не познакомились друг с другом. К тому же дети находятся на разных этапах формирования навыков социального взаимодействия, обладают разным опытом общения со сверстниками.

Задача у этого сюжета очень конкретная: продемонстрировать, проиграть конфликтные ситуации с наиболее разумным и адекватным их разрешением, показать, как можно вообще избегать конфликтов с помощью диалога и взаимодействия.

Чаще всего конфликт возникает, когда один ребёнок хочет отнять игрушку (стул, горшок, шкафчик и т. п.) у другого или, присоединившись к игре, начинает активно вытеснять первого (ребёнок строил из кубиков, подбегает второй и начинает строить свое, постепенно разрушая постройку первого).

Вообще проблема бесцеремонного изъятия понравившейся вещи очень характерна для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Детский эгоцентризм, неумение вставать на точку зрения другого, шаткость понятия «чужое» - все это присуще маленьким детям и постоянно проявляет себя в общении между ними.

Этот игровой сюжет должен быть разыгран взрослым на глазах ребёнка как можно натуральнее — с писком, возмущением, т.е. естественно эмоционально. На помощь потерпевшему сразу должна прийти воспитательница и объяснить шалуну, что эта игрушка сейчас занята и нужно взять другую, свободную.

— Что ты делаешь? — может сказать «воспитатель». — Отнимать нельзя. Он взял эту игрушку, и она сейчасзанята. Посмотри, ты напугал и расстроил этого малыша. Пойдем и посмотрим, какие есть свободные игрушки, и выберем интересную для тебя.

Это особенно важно, если ребёнок, участвующий в игре, сам склонен отнимать то, что ему захотелось в данную минуту.

Закрепление понятий «занята» и «свободна» будет ему полезно, когда он сам окажется среди незнакомых сверстников, с которыми вместе ещё не научился играть.

Эти понятия сопутствуют человеку всю жизнь: «Это место свободно?», «Преподаватель сейчас занят» (даже в молодежной субкультуре представители противоположного пола награждаются этими понятиями). Надо научиться уважать «занятость» также и времени, и мыслей других людей.

Обращать внимание ребёнка на эмоции другого в конфликтных ситуациях необходимо постоянно, т.к. Запреты ребёнку взрослыми ограничивать свободу и пространство других людей основано, прежде всего, на эмоциональных страданиях обиженного (не бери чужого не потому, что накажут, а потому, что опечалится хозяин). Причём в игре, и в жизни все обращения к эмоциям должны быть максимально эмпатичными, чтобы вызвать сопереживание у ребёнка, заразить его эмоцией.

Конфликтные ситуации по поводу игрушек могут использоваться и для обучения ребёнка приемам позитивного взаимодействия, т.е. на примере общения игрушечных малышей продемонстрировать возможность уступить игрушку, если другой очень просит, поменяться, договориться о совместной игре.

Кроме конфликтов по поводу игрушек, бывают столкновения между детьми по вине ребёнка-драчуна, который любит толкаться и отнимать игрушки у других детей. В разыгрывании подобного сюжета ребёнку, который не склонен нападать на других, можно показать, что основным помощником обиженного малыша является взрослый — воспитатель. Если же у самого ребёнка наблюдаются подобные желания, то здесь есть возможность проведения работы по вызову эмоционального отклика и сострадания к обиженным детям.

Конфликтные ситуации могут возникать между ребёнком и воспитателем. Ребёнок может не слушать замечаний, рекомендаций, просьб воспитателя, грубить в ответ. Опять же в зависимости от индивидуальных особенностей играющего ребёнка надо уделять этому сценарию разное количество времени: от кратковременных разногласий, которые быстро улаживаются воспитателем, до подробного проигрывания различных ситуаций.

Возвращение родителей

Завершает игру всегда приход «родителей» за своими «малышами». Этот сюжет должен выработать в ребёнке уверенность в том, что его обязательно заберут. Подготовить ребёнка к преодолению болезненной ситуации, связанной с тем, что детей забирают не всех сразу, и не страшно, если чья-то мама придет раньше, чем его.

Диалог между «мамой» и «малышом», а также доброжелательные замечания «воспитателя» должны подвести итог этого интересного дня, тем самым выразив уверенность в том, что следующий день в саду будет также очень интересным.

Вообще, у воспитателя в игре должна быть в основном правилоустанавливающая и подытоживающая все элементы сюжетов роль. Например, «воспитатель» всё время хвалит детей за совместную игру:

— Какие вы молодцы, вам весело играть вместе! — моделируя тем самым дальнейшее поведение ребёнка.

Остальные сюжеты: занятия, гигиенические мероприятия и еда, сон, прогулка — разыгрываются подобным образом, с разной степенью детализации, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.

ДЕНЬ ЗВЕРУШЕК

В зависимости от того, как давно с ребёнком играют в игры по такой методике, насколько она развернута, сколько времени ребёнок вообще может посвятить непрерывной игре, выбирается и проигрывается набор сюжетов из «Дня зверушек в детском саду».

Возможность реализации формирующей задачи позволяет возвращаться к игре при возникновении у ребёнка каких-либо проблем при посещении детского сада.

Индивидуальность процесса адаптации в каждом конкретном случае ставит проблему индивидуального подбора сюжетов для проигрывания. Однако широкие возможности игры позволяют подобрать необходимые ситуации для ознакомления, диагностики и формирования необходимых навыков и умений для благополучной адаптации.

***

Реализация методики «Детский сад для зверят» показала, что она хорошо принимается детьми и даёт положительные результаты. Один из главных наглядных результатов этой игры — принятие детьми необходимости ухода мамы.

Другими словами, для ребёнка факт ухода мамы становился правилом, условием пребывания в детском саду, который за время игры приобрёл привлекательность и вызывал интерес.

К тому же дети ориентировались в режимных моментах и были готовы к тому, что в саду их будут кормить, умывать, укладывать спать. Непосредственно перед поступлением в сад дети, которые после данной игры ждали этого момента как торжественного события, проговаривали, чем они будут заниматься в саду, что их там ждёт, - и с удовольствием после посещения рассказывали о событиях, в которых принимали участие.

Длительность игры в «Детский сад» не ограничена и зависит от ребёнка. Приступить к игре желательно не менее, чем за месяц до предполагаемого поступления в детский сад.

Реализация данной методики проходила в течение двух месяцев. Практически каждый день с детьми мы играли в «детский сад». Следует отметить, что, помимо привлечения детей к игре со взрослыми, малыши затем продолжали самостоятельно в неё играть.

На начальных этапах игры в самостоятельном проигрывании дети обязательно включали сюжеты прихода в сад и ухода. Тщательно проигрывали все режимно-бытовые моменты, повторяли и развивали продемонстрированные им конфликтные ситуации и тщательно их разрешали. При наблюдении за самостоятельно играющими детьми появляется возможность оценить, как они приняли и поняли всю предложенную им ситуацию, что больше запомнилось и понравилось, информативным может стать и факт «забывания» каких-то сюжетов, особенно если это происходит систематически. Это даёт возможность продиагностировать наиболее значимые в эмоциональном плане для ребёнка моменты пребывания в детском саду.

Татьяна Владимировна ОСТРОВСКАЯ

На пороге детского сада

Не секрет: для многих детей ходить в детский сад — мука мученическая. Другие, наоборот, «посещают дошкольное учреж¬дение» даже с удовольствием.

Почему так? От чего это зависит: от индивидуальных осо¬бенностей ребёнка? От того, какой этот детский сад, какие там воспитатели, какая заведующая? Или от чего - то ещё — такого, что мы нередко не замечаем и поэтому не учитываем?

И можно ли всё-таки сделать так, чтобы малыш шёл в садик если не с радостью, то без отвращения, без истерик и слёз?

Для Терезы Станиславовны рождение дочери было огромным счастьем. Она вышла замуж в идеальном возрасте: в 21 год. А родила в 29. Причём ни один врач так и не мог ей внятно объяснить, в чём же дело. И вот свершилось! У неё есть ребёнок.

Тереза Станиславовна — преподаватель вуза, кандидат наук. Но рождение дочери совершенно изменило её образ жизни и её мировосприятие. Она стала с удовольствием общаться с молодыми мамами, своими соседками но дому, с которыми прежде только что здоровалась, даже не знала их имён. Темы их разговоров: как малыши едят, как прибавляют в весе, как ходят на горшок, чем болеют, что говорит врач, что выписал, как детки спят и т. п.

Замечу, кстати: хотя я больше всего в этой жизни интересуюсь именно детьми, в том числе, совсем маленькими, — но таких разго¬воров не выношу. В них есть что-то животное: как будто речь идёт не о людях, а о маленьких зверёнышах. Они едят, спят, испражняются, дышат, болеют и выздоравливают — и не более того.

Однако такое на первый взгляд странное «общение» вполне устраивает Терезу Станиславовну. В то же время прежние связи: с коллегами, студентами — почти разорваны.

Тереза Станиславовна редко говорит о своей Инуське (Инне) в третьем лице:« Инуся сделала то-то» — и т. п. Обычно мама говорит «МЫ». «МЫ сегодня опять были на приёме у педиатра». «НАШ ап¬петит стабилизировался». «МЫ вчера прекрасно сходили на горшок». И собеседницам не приходит в голову спросить: «И вы тоже так же прекрасно сходили, как и Ишючка?»

Мама удивительно чувствительна к состоянию дочери, но только к её физическому состоянию. Она мгновенно чувствует, например, когда у девочки поднимается температура или болит животик. А вот какие-то другие эмоции ребёнка, не связанные с физическим само¬чувствием, почему-то маму не волнуют.

В то же время интеллектуальному развитию Инночки уделялось много внимания: в два с половиной года малышка уже читала, рисо¬вала, считала до ста, хорошо говорила.

Однако, когда её в три года отдали в садик, из этого ничего не вышло. В садике она ни с кем не хотела играть и даже разговаривать, постоянно плакала, не ела, все время болела и просилась домой. Пришлось её забрать и отдать бабушке.

А вот Ариша в садик ходит с большим удовольствием и плачет, только если её в садик не пускают. Ариша — обычная девочка из вполне благополучной семьи: дома её никто не обижает, все к ней прекрасно относятся. И садик, в который она ходит, — самый обык¬новенный. Тот, что ближе к дому. Никто для неё не искал какого-то особого садика.

В то же время мама Ариши, Вера Николаевна, вела и сразу после рождения дочери очень активный образ жизни: встречалась с дру¬зьями, много гуляла, ходила в походы (у них в семье увлекаются туризмом и бардовской песней). Ариша в три года ещё не читала и не умела считать даже до пяти, по уже умела помогать маме убирать, мыть посуду и даже — в какой-то мере — готовить.

Вообще, в этой семье все принято делать вместе: смотреть теле¬визор — вместе (активно обсуждая, хохоча, толкая и подзуживая друг друга); хозяйством заниматься — вместе; в поход — вместе.

Когда Арише был только годик, мама уже активно обсуждала с подругами её характер: «Аришка-то моя — бой-баба!». «Арийка у меня сегодня ревела, как пароходная сирена: на другом конце улицы, наверно, слышно было». «Чувствую, Ариша моя — шкода: вся в меня!»

За два года (пока Арише было от года до трёх), постоянно встречаясь с Верой Николаевной, я ни разу не услышал от неё местоимения «МЫ» в отношении дочери: она всегда говорит об Арише в третьем лице — как о всяком другом человеке.

Мама порой наказывает Аришу, иногда ставит в угол. Что совер¬шенно невозможно себе представить в отношениях Терезы Ста¬ниславовны с Инной. Но эти мелкие конфликты не мешают маме и дочке любить друг друга, хотя эта любовь друг к другу, в свою очередь, не мешает им иной раз поцапаться, и достаточно серьёзно. Вера Николаевна может и прикрикнуть на Аришу, да и сама Ариша не отличается особо кротким нравом: она действительно девочка с характером.

Детский садик, куда в три года пошла Ариша, находится прямо во дворе их дома. Когда девочке было два годика, мама, гуляя с ней, часто говорила: «Видишь, как дети играют? И ты скоро с ними будешь. Небось рада?» «Да! Лада!» — отвечала Ариша.

Кстати, в два года она уже никогда не говорила о себе — как это свойственно маленьким детям — в третьем лице: «Ариша хочет», «Ариша пошла» — а только: «Я хочу», «Я пошла». А вот Ишючка в этом смысле отличается странным свойством: она вообще никогда о себе не говорит.

Наверное, вы уже заметили: способность ребёнка адаптироваться к детскому саду зависит от мамы. И в какой-то мере от традиций и уклада семьи.

Детский сад, — серьёзный вызов в жизни ребёнка, большое испы¬тание для малыша. А любое испытание — или ломает, или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии — или отбрасывает назад.

Если у мамы есть уверенность в том, что садик — это хорошо, пусть и нелегко к нему привыкнуть; хорошо потому, что это какой-то этан взросления, человеческого роста малыша — то это одно. А если мама изначально сомневается, даже боится («А если будет^все время болеть?», «А если будут обижать?»), — это другое. У ребёнка такой тревожной мамы гораздо меньше шансов успешно адаптиро¬ваться к садику.

На самом деле детский сад — причём, как это ни странно, почти любой! — действительно может принести ребёнку (и тоже почти любому!) большую пользу. Потому что это мини-социум. Семья — тоже мини-социум, но очень маленький, состоящий из близких родственников, у которых к малышу особое отношение; наконец, здесь нет сверстников, а часто — вообще нет других детей. Поэтому у малыша — естественным образом — особое положение. Поэтому он не имеет возможности учиться жить с людьми, искать своё место в социуме.

А это очень нужно человеку! Нужно уже в 4 года, а некоторым детям — и раньше. Если условий для поиска себя среди своих сверстников, для общения с ними — нет, то чего-то очень важного в личностном развитии ребёнка не происходит.

Вот почему есть страны, где посещение малышами детских садов — строго обязательно. ВСЕ ДЕТИ там ходят в садики. Абсолютно все. Это закреплено законодательно. Просто нельзя не отдать ребёнка в садик, как нельзя жить без паспорта, как нельзя ставить машину в неположен пом месте — за это полагаются определённые санкции. Такая страна, например, Франция.

Так что наше представление о детских садиках как о «камерах хранения для детей» (это ироническое определение принадлежит Борису Павловичу Никитину): дескать, садики нужны потому, что не с кем оставить ребёнка, пока родители на работе, — связано с на¬шими, советско-российскими, реалиями и, в сущности, неверно. Не для этого, т. е. — и для этого тоже, но не главным образом для этого — нужны детские сады.

Самое главное, что дает ребёнку любой детский сад, — это КОЛЛЕКТИВ СВЕРСТНИКОВ.

Правда, нужно уточнить: то, что в наших садиках нет РАЗНОВОЗРАСТНЫХ групп, это очень плохо. То, что группы или слишком ма¬ленькие (в частных садиках: иногда но 5-6 человек), или слишком большие (до 25 детей, в редких случаях — даже больше: в муни¬ципальных, ведомственных и пр., т. и. государственных, садиках) тоже нехорошо. Идеальная группа— 15 детей, причем мальчиков и девочек — примерно поровну.

В маленьком коллективе — слишком небольшое разнообразие ха¬рактеров и слишком велико влияние взрослых, которых часто почти столько же, сколько и детей, поэтому они успевают сами решить все вопросы, уладить все конфликты, что очень плохо для социального и личностного развития детей.

В большом коллективе, наоборот, воспитатель часто теряет нити управления и дети во многом предоставлены сами себе, а, как извест¬но, социальное поведение маленьких детей подобно социальному поведению, извините, дикарей.

И все же — при всех минусах — то, что у ребёнка появится СОБСТВЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ СВЕРСТНИКОВ, где ему придётся искать друзей и строить отношения с теми, кто ему неприятен; где нужно найти свою особую роль (тихони или шалуна; ведущего или ведомого), освоить навыки общения, — это чрезвычайно важно.

Да, в наших, российских, садиках эта стихия детского общения нередко слишком стихийна. Но лучше так, чем вообще ничего.

Ребёнок, лишенный общества сверстников до 6-7 лет, рискует во многом остаться асоциальным существом. Так бывает не всегда, но очень часто.

Так что любая мама, которая поняла: детский сад — это выход в большой мир, к настоящему общению со многими, непохожими по характеру, привычкам, воспитанию, людьми; это собственный уникальный опыт вхождения в социум, который обязательно нужен моему малышу, и чем раньше он этот опыт приобретет, тем лучше, — такая мама уже решила половину проблемы: раз она сама твёрдо убеждена в полезности и необходимости детского садика, то и ребёнок будет уверен — если не в том, что это хорошо и приятно, то хотя бы в том, что это неизбежно, что нельзя по-другому.

А раз назад дороги нет, то и приходится идти вперед. А раз есть решимость идти только вперед, то к чему-нибудь обязательно чело¬век придет, что-нибудь найдет хорошее — пусть даже и не в самом лучшем садике.

Вторая проблема — отделила ли мама ребёнка от себя? Разумеется, речь идёт о психологическом и духовном — а не физическом — отделении ребёнка. Физическое отделение произошло, когда ребёнок родился, когда перерезали пуповину. Но психологическая «пуповина» может соединять мать и дитя ещё очень долго: иногда — всю жизнь.

Прежде всего, очень важно увидеть в своем малыше — таком крошечном, беспомощном, во всем зависимом от мамы — ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА. Другого, не такого, как вы. Заинтересоваться этим человеком, тем, какой он: его особыми чувствами, его внутренним миром.

Наши дети — не часть нас. «Мой малыш» — это не то же самое, что «моя рука» или «моя машина». К сожалению, на подсознательном уровне женщина может ощущать своё дитя именно как часть себя, хотя и физически отделенную от себя, но все равно не самостоятельную. Причина такого отношения к своему ребёнку — в эмоциональ-ной и человеческой незрелости.

Любить ребёнка и любить себя — разные вещи. Очень часто «любовь» родителей к своему чаду — это всего лишь себялюбие, про¬долженная на сына или дочь, вынесенная вовне любовь к себе. Себе хочу здоровья, благополучия — и своему ребёнку. Себя оберегаю от опасностей — и ребёнка.

А вот научиться любить своего ребёнка как другого, отдельного от себя, человека — бывает непросто. Это задача, которая стоит перед каждым из пас, у кого есть свои дети.

Кстати, только тот, кто научился ТАК любить своё дитя, окон¬чательно перестает сам быть дитем — становится в полном смысле этого слова Взрослым Человеком. Если же родители — и особенно мать — подсознательно воспри¬нимают своего ребёнка как свою собственность, то их отношение к детскому саду (как и вообще — к социуму: к обществу, государству и всему миру) чисто потребительское. Моему ребёнку должно быть хорошо! Причем «хорошо» — обычно в каком-то довольно примитивном смысле (чтобы не было конфликтов, не обижали, нравилась еда, чтобы не болел, чтобы хорошо развивали и учили — не более того). Все остальное неважно.

Однако детский садик — не то же самое, что магазин или курорт. Это важная часть жизни вашего ребёнка. И вы не можете предвидеть, найдет ли он себе настоящего друга в этом садике — или в другом; не можете предвидеть, как сложатся у него отношения с другими детьми и с воспитателями. А суть-то в этом. В НОВЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ, которые ждут вашего малыша в садике. Все же остальное, что мы действительно можем оцепить и вы¬брать заранее (развивающие программы, квалификация педагогиче¬ских кадров, материальная база и пр., и т.п.), — второстепенно.

Твои дети — не твои дети.
Они вызваны к жизни зовом,
Который жизнь обращает к самой себе.
Они приходят в мир благодаря тебе -
Но не ты их приводишь.
И хотя они рядом с тобой,
Их души обитают в доме завтрашнего дня,
Который ты не можешь посетить даже в мечтах...

Это сказал кипрский поэт Халил Гибрал. И он совершенно прав.

Способность ребёнка адаптироваться не только в детском саду — но и вообще в любом социуме — в большой степени зависит от пси¬хологической установки его родителей: понимают ли они, признают ли, что этот малыш — отдельное существо, призванное прожить свою особую жизнь, в которой ему самому придется искать себя и свой путь? Или для них это маленькое существо — всё-таки скорее «часть себя», «кусочек себя»? Наконец, есть ещё третья проблема: традиции семьи.

В семье Веры Николаевны многое делается ВМЕСТЕ. То есть для Ариши ситуация, когда нужно что-то делать не индивидуально, а коллективно (причем не вместе с кем-то, кого она сама выбрала, а со всеми, кто там есть в данный момент), совершенно обычна, привычна и не вызывает никаких отрицательных эмоций. Более того, Ариша воспринимает такую ситуацию положительно.

Инна же привыкла «вариться в собственном соку». Для неё си¬туация, когда нужно что-то делать не самой по себе, как ей хочется, а со всеми, крайне необычна и болезненна. А в детском саду постоянно приходится ВМЕСТЕ гулять, ВМЕСТЕ есть, ВМЕСТЕ играть — это коллектив.

Если ребёнка приучают к совместной деятельности, к коллективу буквально с того времени, как он начал ходить и говорить, у него вряд ли будут проблемы в детском саду. Если нет — будут обязательно.

Ещё один момент: степень конфликтности отношений в семье. Возможно, некоторые читатели удивятся, но полная бесконфликт¬ность так же вредна, как и крайняя конфликтность. Все знают, ч"то плохо, когда близкие люди постоянно ссорятся. Однако плохо — и если они не ссорятся совсем. Потому что в садике ссориться придётся. Это я заявляю авто¬ритетно. Такого садика пет, где не происходит конфликтов вообще. Не существует в природе.

Поэтому приучение малыша к полной бесконфликтности (как это произошло у Терезы Станиславовны с Ишючкой) ведёт к тому, что ои в человеческих отношениях становится па редкость ранимым и в то же время беспомощным.

Такой ребёнок мало способен адаптироваться в детском саду, да и в любом социуме.

Итак.

  1. Если вы хотите, чтобы ваш малыш не только ходил в детский садик без истерик, «воплей и соплей», но и потом — в школе и во взрослой жизни — не испытывал особых проблем с социальной адаптацией, постарайтесь:
  2. Изначально, когда он ещё совсем кроха, видеть в нём другого человека, отдельного от себя, во многом непохо¬жего на себя, — и именно так к нему относиться.
  3. Поощряйте самостоятельность и инициативу ма¬лыша, если их проявления не грозят вам или ему (или окружающим) неприятными последствиями.
  4. Постепенно приучайте малыша к тому, что отдель¬ные его действия могут кому-то — в том числе маме — не нравиться, что иногда люди бывают недовольны друг другом, причем не только мама и папа могут быть им не-довольны, но и ои в некоторых случаях может открыто выразить своё недовольство ими, — то есть учите ребёнка вести себя в конфликтных ситуациях.
  5. Старайтесь как можно чаще что-то делать совмест¬но с ребёнком, причём лучше даже не вдвоём, а втроем-вчетвером (с папой, бабушкой и пр.): вместе играть, вместе гулять, вместе убирать квартиру: малышу нужен опыт действия не индивидуального, а в коллективе, ВМЕСТЕ с другими людьми.
  6. Никогда не пугайте ребёнка садиком, высказы¬вайтесь о нём при малыше только положительно, а главное — постарайтесь сами найти в том, что ваш малыш будет ходить в садик, положительные моменты, которые всегда есть.
  7. Не упускайте из виду главное: каким бы ни был садик, воспитатели, как бы часто ни болел ребёнок первое время в садике, он получил возможность искать себя в коллективе сверстников, строить с ними отношения, дружить и общаться, — а это самое главное, что дает любому малышу абсолютно любой детский сад.

Вадим Ильич СЛУЦКИЙ

Самые простые рекомендации по адаптации к детскому саду

Иногда период адаптации проходит настолько тяжело, что ребенок заболевает. Родители, как правило, ищут причину болезни в простуде, инфекции, а на самом деле это последствия эмоционального стресса, который угнетает защитные силы организма тем сильнее, чем возбудимее ребенок. Как правило, здоровые дети привыкают к новым условиям за несколько дней, и таких последствий у них не возникает. Тем не менее, чтобы облегчить ребенку период адаптации, подготовку к посещению детского сада, надо начинать заранее, по крайней мере, за месяц. Родители должны ознакомиться с принятым там режимом дня и постепенно корректировать домашний режим ребенка.

Большое значение имеет и эмоциональный настрой. Надо говорить с малышом о предстоящем событии как о радостном, интересном: там будет много детей, новых игрушек, добрая воспитательница; тебе там будет очень хорошо, вечером ты мне расскажешь, как вы играли, и т.д. Недопустимо выражать вслух при ребенке свои сомнения и опасения по этому поводу. До поступления ребенка в детский сад приучите его засыпать самостоятельно, есть ложкой, пить из чашки, играть с игрушками.

Очень важно оздоравливать малыша, укреплять его иммунитет. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше был на свежем воздухе (не менее 4 часов зимой и весь световой день летом), постоянно проводите массаж и гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно.

Если ребенок подвержен простудным заболеваниям, регулярно проводите закаливающие процедуры, не отменяя их даже во время болезни (следует только уменьшить нагрузку). При самом внимательном уходе немыслимо оградить ребенка от всех неожиданных перепад температуры, внезапных сквозняков, открытых форточек, ветров, дождей, сырости. Чем старательней кутают ребенка, тем более он уязвим для простуды, тем чаще он болеет.

При повышенной нервной возбудимости малыша создайте ему спокойную обстановку. Постарайтесь удлинить дневной сон (хотя бы на 15–30 минут).

С персоналом группы, куда поступит малыш, нужно познакомится заранее, сообщить воспитательнице и няне ласкательное имя ребенка, к которому он привык дома, рассказать им о привычках малыша, особенностях его поведения и других подробностях домашней жизни.

Следует приучать ребенка к новой обстановке постепенно: сначала оставить его всего на 2–3 часа, потом до обеда, несколько дней забирать после обеда так, чтобы он освоился и привык без большого напряжения и срывов.

Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в садике. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма, вновь и вновь требуют от него перестройки, а это дается ему с большими трудностями, вызывает излишнюю нервозность.

Все врачи, все педагоги сходятся на том, что в основе самого драгоценного секрета всех красивых детей лежит нежность матери. Ребенок так же нуждается в ласке, как в воздухе и пище. Малышу необходимо, чтобы его ласкали, теребили, нежили. Конечно, не постоянно, но часто. И даже если у вас нет свободного времени, выкройте четверть часа для поцелуев и нежности.

Если у ребенка к моменту поступления в детский сад все же сохранилась привычка к укачиванию, сосанию пустышки во время игры и т.д., то отучать от нее надо постепенно, сначала дома, а потом уже в детском саду, договорившись с персоналом.

Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или милые пустячки, с которыми он не расставался дома. Это поможет ребенку легче и безболезненнее привыкнуть к дошкольному учреждению, и скоро малыш с удовольствием будет посещать ясли, ждать встречи с новыми друзьями, игрушками.

Оформите заявку на домашний детский сад!

Наверх